Сцепное качество или сильное звено
Андрей Борзунов. Фото В.Ларин, А.Борзунов
Возможности у нас как у производителя цепей противоскольжения весьма широкие. В тесте был задействован турбодизель Nissan Patrol 3.0 «обутый» в шоссейную резину Dunlop Grandtreck размерности 275/70R16, динамометр ДПУ2-2, цепи противоскольжения «Автоцепь» от 5мм «лесенки» до «соты» 6х8мм.
Основная цель использования цепей - обеспечить, как можно более поздний момент, когда колесо преодолеет коэффициент сцепления и начинает вращение относительно поверхности. Силу тяги на крюке автомобиля в этот момент, возможно, замерить с помощью динамометра. Согласно теории, чем больше коэффициент сцепления колеса с дорогой, тем большее усилие на крюке сможет создать автомобиль. Меняя толщину и/или плетение цепи, мы можем проследить, как меняется тяга.
Итак, автомобильный фаркоп «связан» тросом через динамометр с деревом внушительного размера. Передний мост а/м выключен, дифференциал заднего моста разблокирован. Под колесами укатанный снег при температуре окружающего воздуха -3С. Тихонько урча, Patrol провернул колесо, когда динамометр показал всего 340 кг. Под колесом тут же образовалась ледяная ямка. Следующая попытка, и Patrol беспомощно вращает колесом, развивая усилие в 100кг. Данные зафиксировали и переставили автомобиль на мокрый грунт без снега и льда. Patrol начинает движение и динамометр выдает 450кг момента на крюке. Заносим результат в таблицу и переходим к тестам с цепями. Надо заметить, что каждый замер проводился трижды и результат записывался в виде среднего арифметического.
Начали с простого. Через 10мин на оба задних колеса надеты цепи плетения «лесенка» диаметром прутка звена 5 мм. Высота «съемного» протектора 18мм. Замеряем, и на шкале 750кг. Фиксируем значение и «переобуваем» автомобиль в цепь плетения «сота» калибром 5мм. Замеряем и получаем вполне ожидаемые 900кг. «Сота» создает больший момент, но это и не удивительно, ведь в пятне контакта находится большее количество звеньев, чем у лесенки. Миф о том, что «сота» «гребет» хуже, развеян, и мы переходим к закреплению результата, к замерам 6мм вариантов цепи. Первой идет «лесенка» 6мм высотой «протектора» 22мм и ее использование выдает 1050кг, а «сота», подтверждая опыт 5мм собратьев, показывает результат 1150кг.
Результат первого же замера 6х8мм «лесенки» нас озадачил, т.к. автомобилю явно не хватает мощности мотора, чтобы провернуть даже одно колесо. Да и немудрено, ведь протектор стал совсем «взрослым» - 27мм настоящей стали. Делать нечего, мы подключаем передний мост и включаем пониженный ряд в раздаточной коробке, добиваясь повышения крутящего момента на колесах. Однако с тем, чтобы снизить влияние переднего моста на результаты, мы располагаем корму и задний мост существенно ниже переднего моста.
Цепи монтируем на задние колеса. Двигателю становится значительно легче, колесо срывается в пробуксовку на значении в 1250кг. Вспомнив, что Patrol оснащен принудительной блокировкой заднего моста, мы проводим тест в положении переключателя блокировки “ON”. Крутящий момент, распределившись на оба задних колеса, отклоняет стрелку динамометра до 1550кг. Меняем цепь «лесенка» на 6х8 «сота» и получаем результаты 1400кг при свободном дифференциале и 1700кг при заблокированном.
В программе теста мы предусмотрели проведение замеров с цепями и снижением давления в шинах. Испытание производили, снижая давление в колесах до 1 Атм. «Сдуваться» до больших значений не рискнули, т.к. бедлоками колеса не были оснащены. А перспектива в темноте заниматься шиномонтажом нас не прельщала. Тест был запланирован на 1 день и в связи с нехваткой светлого времени суток замеры производили только на 6мм варианте «сота». Снижение давления с 2.5 Атм до 1 Атм отклонило стрелку динамометра дополнительно еще на 70кг.
Что ж, подведем итоги. Тест показал, что даже простейшая «лесенка» 5мм способна обеспечить под колесами автомобиля коэффициент скольжения как у сухого асфальта, но все же, для тяжелого автомобиля Patrol она маловата. Чуть вывешивается колесо и начинается склонность к пробуксовке.
Вот 6мм для машины массой более 2т в самый раз. Варианты с 8мм применимы, но для тех случаев, когда от машины требуются все 100% ее возможностей. Да и по массе изделия 6х8 далеко в отрыве от своих меньших собратьев.
Итак, 5мм вполне достаточно, чтобы возить с собой на крайний случай, 6мм оптимально для периодичного использования, ну а уж 6х8 пригодятся тем, кто хочет от машины максимума.
Для удобства приводим данные замеров в виде таблицы:
Поверхность | Привод | Давление в шинах, Атм. | Исполнение | Калибр цепи, мм | Значение, кг |
Лед при T-3C |
4х2 | 2.5 | Без цепей | нет | 100 |
Снег укатанный |
4х2 | 2.5 | Без цепей | нет | 340 |
Грунт влажный |
4х2 | 2.5 | Без цепей | нет | 450 |
Снег укатанный |
4х2 | 2.5 | Лесенка | 5 | 750 |
|
4х2 | 2.5 | Сота | 5 | 900 |
|
4х2 | 2.5 | Лесенка | 6 | 1050 |
|
4х2 | 2.5 | Сота | 6 | 1150 |
|
4х2 | 1.0 | Сота | 6 | 1220 |
|
4х4 | 2.5 | Лесенка | 6х8 | 1250 |
|
4х4 Dif.Lock | 2.5 | Лесенка | 6х8 | 1550 |
|
4x4 | 2.5 | Сота | 6х8 | 1400 |
|
4x4 Dif.Lock | 2.5 | Сота | 6х8 | 1700 |
Авторское право статьи принадлежит компании «Автоцепь» www.magazin4x4.ru .
Перепечатка материалов допускается только по согласованию.